Gray » 03-02, 17:23
Недавно я разобрал фильм «Речь короля», название которого у нас перевели совершенно безумно, а теперь я хочу поговорить о другом фильме на столь любимую мною тему английской монархии. Да-да, у любителя всякого психодела и мрачных триллеров Грэя в числе любимых фильмов совершенно неожиданно числится драма «Королева» авторства Стивена Фрирза, с бесподобной Хелен Миррен в главной роли и не менее бесподобным Майклом Шином, которого я люблю даже больше Бена.
«Королева» – фильм, как можно догадаться из названия, об английской королеве Елизавете Второй, которую и играет Хелен Миррен (и за роль которой актриса вроде даже получила золотого болванчика). Сюжет фильма охватывает летние месяцы 1997-ого года, начиная со вступления в должность нового премьер-министра Тони Блэра. Но, конечно, сюжет вовсе не об этом. Сюжет о том, как жила королевская семья в жуткую для всей страны августовскую неделю, прошедшую с момента гибели в Париже любимой народом принцессы Дианы и до её похорон. В то время, когда вся страна убивается от горя, королевская семья скрывается в своём родовом поместье в Шотландии и категорически отказывается выступать на публике, считая, что не имеет права выносить на широкий суд то, что для них представляется внутресемейным делом. Но страна считает иначе, и недовольство поведением королевы всё усилывается, пока в конце концов не рискует перерасти в откровенное осуждение, и тогда Тони Блэр решает взять управление ситуацией в свои руки и ставит перед королевой выбор: либо она обращается к своим подданным, либо последствия будут настолько катастрофическими, что их можно будет считать закатом тысячелетней истории всей монархии.
Хотя фильм и называется «Королева», и главным героем является Елизавета, но за ней не так интересно наблюдать, как за Тони Блэром. В свою первую с ней встречу он робеет, не рискует открыто спорить, скромно сидит напротив неё и поддакивает – но пройдёт всего несколько месяцев, и он, понимая, что положение надо спасать, в категоричной форме будет разговаривать с Её Величеством – и именно своей бескомпромиссностью и спасёт её статус в стране. Но, в то же время, и королеву можно понять. Она живёт согласно многовековым традициям, осознавая, что отступление от них может повлечь за собой крах государственности. Как бы ни казалось, что она главная в стране, королева – заложница своего статуса. Она не имеет права поступать так, как ей «не подобает». Вся её жизнь строго подчинена протоколу и её штату, она не имеет права даже заплакать, если её кто-то может увидеть. Всю неделю она держит лицо строгой умудрённой женщины, и лишь оставшись одна в поле она ломается и плачет, потому что слишком много на неё свалилось, и она не знает, как поступать в этой ситуации.
По сравнению с ней Тони Блэр – это глоток свежего либерального воздуха. Он сам моет посуду, смеётся с женой (Хелен Макрори, никакая в роли Нарциссы Малфой, в роли Шери Блэр просто замечательна!) и ходит по дому в футбольной футболке с номером 10 и своей фамилией на спине. Он понимает позицию и переживания Елизаветы, и в то же время осознаёт, чем может обернуться молчание королевской семьи для всей нации. Он – модернизатор, просит всех «Называйте меня Тони» (чем вызывает снисходительную усмешку королевского штата) и улавливает настроение народа, таким образом оказываясь меж двух огней: с одной стороны вся страна, боготворящая Диану, с другой – королевская семья, знающая погибшей принцессе настоящую цену и не желающая горевать по человеку, кто попрал все их устои. Если вся нация рыдает, герцог Филипп, супруг Елизаветы, очень точно показывает свою позицию: от мёртвой Дианы проблем ещё больше, чем он живой.
Показательна заключительная встреча Тони Блэра с Королевой. Если в начале фильма он, сидя перед королевой, робел и смущался, в конце он приходит к ней уверенным в себе лидером, и сама королева воспринимает его уже не как надоедливого человека, достававшего её звонками всё лето, а как своего друга, спасшего их семью от народного гнева.
И есть ещё два человека, которые всё понимают, но не могут ничего поделать. Первый – секретарь Елизаветы Робин, бесконечно ей преданный и осознающий, что молчание королевы достойно осуждения, но при этом полностью поддерживающий её позицию и скептическое отношение к своей бывшей невестке. И второй человек – принц Чарльз. Его роль прописана настолько странно, что может показаться, будто он и в самом деле любил Диану. Но нет – он всего лишь понимает, что если так и будет продолжаться дальше, именно ему придётся восстанавливать статус их семьи. Для него Диана уже не бывшая жена и не принцесса, он воспринимает её только как мать будущего короля – но королева-мать всегда пользуется огромным уважением. И разве можно так просто отмахнуться от того, что вся страна в трауре?
Помимо этого есть ещё один колоритный персонаж: помощник Тони Блэра, его спичрайтер Аластор. Он циничен, саркастичен и весьма бестактен – и в конце Блэр срывается на него, что он не имеет никакого права осуждать женщину, которая более полувека исполняла свой долг перед страной без единого нарекания. Но Аластор – человек дела. Он не может сидеть и выслушивать длинные речи лорда-канцлера, для него любое событие – это всего лишь новая работа.
Подводя итоги. «Королева» - это тот фильм, который, несомненно, стоит посмотреть. В нём почти нет действия, повествование очень спокойное, всё строится на одних разговорах. Мы видим спокойный, размеренный быт королевской семьи в их поместье, со всеми традициями – чаем, охотой, походами в церковь. Но весь фильм не оставляет тревожное ощущение, что где-то здесь, вот совсем рядом происходит что-то страшное, и делать вид, что этого нет – вдвойне страшнее. Королева – она как тот олень, которого постоянно гонят, подводя к известному финалу. И таким же оленем была Диана – свободолюбивая женщина, которую просто загнали, как на охоте. И всё это – на фоне бесконечно красивых пейзажей Шотландии, под восхитительную музыку.
Gentlemen... DESTROY!!!